ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ профессионального выгорания.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ профессионального выгорания.

  1. Внешние причины.

Внешние причины – это ситуации, которые могут приводить к выгоранию.

1. Внешние причины.

Внешние причины – это ситуации, которые могут приводить к выгоранию.

Примеры ситуаций, которые МОГУТ ПРИВОДИТЬ К ВЫГОРАНИЮ.

Ситуации можно разделить на несколько категорий

Примеры ситуаций, которые МОГУТ ПРИВОДИТЬ К ВЫГОРАНИЮ.

Ситуации можно разделить на несколько категорий
Проблемы с коллегами
  • Сплетничают.
  • Жалуются начальству.
  • Токсики.
  • Подлизываются к начальству – повышают только тех, кто лижет жопу начальнику или дружит с ним.
  • Хамят.
  • В коллективе есть некомпетентный друг/родственник начальника, но с ним ничего не сделать.
  • Коллеги некомпетентные, не учатся, постоянно ошибаются и за ними вечно надо переделывать.

2. Внутренние причины

2. Внутренние причины

Внутренние причины – это настоящие и неочевидные причины, из-за которых может наступать выгорание.

Одна причина редко приводит к выгоранию. А вот их совокупность – очень даже.
Несколько факторов работающих одновременно постепенно истощают энергию, до состояния пока не возникает ступор.

Психика просто не способна выдать больше энергии, так как она уже расходуется на поддержание и обслуживание цепочки неврозов.
🔅 Токсичное отношение к себе:

▪️ Перфекционизм.
▪️ Боязнь совершать ошибки.
▪️ Ругать себя за ошибки.
▪️ Принимать ошибки на свой счёт.
▪️ Не уважать себя.
▪️ Сурово и бесчеловечно к себе относиться.
▪️ Критика себя. В том числе внутренняя.
▪️ Обесценивать свои достижения.
~
🔅 Нарушенные границы и чувство ответственности:

▪️ Отсутствие границ.
▪️ Чувство, что ты что-то кому-то должен.
▪️ Мысли, что кто-то что-то вам должен.
▪️ Перекладывать ответственность на других.
▪️ Брать слишком много ответственности.
▪️ Нести ответственность за других.
~
🔅 Подавленные и неосознанные эмоции:

▪️ Фальшивые эмоции.
▪️ Держать эмоции в себе и не выражать их.
▪️ Неумение говорить про эмоции.
▪️ Злость.
▪️ Чувство вины.
▪️ Чувство стыда.
▪️ Страхи.
~
🔅 Неэффективные убеждения и когнитивные искажения:

▪️ Верить, что мир опасен.
▪️ Боязнь / избегание конфликтов.
▪️ Гордыня.
▪️ Чрезмерно заботиться о том, что о тебе подумают другие.
▪️ Сравнивать себя с другими.
▪️ Додумывание.
~
🔅 Внутренние конфликты и внутренняя дезорганизация:

▪️ Внутренние конфликты.
▪️ Незаконченные дела.
▪️ Многозадачность.
▪️ Привычка все время быть занятым.
~
🔅 Игнорирование собственных потребностей:

▪️ Игнорировать себя и свои потребности.
▪️ Экономить на себе.
▪️ Неумение отдыхать.

▪️ Перфекционизм.

Перфекционизм – это не стремление к идеалу, а страх перед неидеальностью.

Он заставляет бесконечно исправлять и доделывать уже готовую работу, откладывать старт из-за боязни ошибки.

Ваша внутренняя ценность начинает измеряться только результатом.
То есть буквально «Работа хорошая = Я – хороший», «Работа не очень = Я – плохой».

Мозг и тело постоянно работают на пределе. Удовлетворения от завершённых задач – не наступает.

Эта погоня за призрачным «идеалом» может вызывать чувства вины, стыда, приводить к хроническому стрессу, ощущению недостатка времени и в итоге – к истощению.
~

▪️ Бояться совершать ошибки.

Боязнь совершать ошибки приводит к выгоранию, из-за постоянного фонового напряжения.

Психика работает в режиме гиперконтроля и тратит ресурс на постоянное предугадывание и предотвращение возможных ошибок.

Это вызывает хронический стресс, и может приводить к прокрастинации и отказу от сложных задач. Организм постепенно истощается под гнётом страха, даже когда объективных причин для этого нет.

С психологической точки зрения, такая боязнь может быть вызвана установками, которые сформировались в детстве, например из-за жёсткого воспитания, когда родители давали любовь/внимание/заботу/признание, условно говоря, только за успехи.

Это порождает убеждение, что ошибка делает человека плохим, недостойным и ведет к отвержению.

Психика в итоге создаёт замкнутый круг: чем сильнее страх ошибиться, тем больше энергии тратится на контроль. Истощение усиливается и вероятность ошибки повышается. А это усиливает исходный страх. И так по кругу.
~

▪️ Ругать себя за ошибки.

Ругать себя за ошибки – это форма самобичевания.

Самокритика вызывает в организме стрессовую реакцию, аналогичную реакции на внешнюю угрозу.

В итоге возникает хроническое напряжение и снижение мотивации. Потому что для психики новые задачи становятся стрессом и начинают ассоциироваться с негативом.
Внутренние ресурсы тратятся не на саму работу, а на изматывающий внутренний диалог, лишая человека энергии для продуктивной деятельности.

Часто, эта привычка уходит корнями в усвоенную в детстве модель отношений, когда критика использовалась родителями/значимыми взрослыми – как мотиватор, эдакая «морковка сзади». Ну, так они думали.
Проблема в том, что родители были не сильны в педагогике и не сильно различали «стимул» и «мотив».
Критикой родители стимулировали деятельность, но мотивации это не порождало.

И мотивировать себя они не учили.
Они просто приучили вас работать через стимулирование.

В итоге, во взрослом возрасте человек перенимает функцию строгого родителя по отношению к себе, пытаясь таким образом контролировать свою эффективность.
Часто это сопровождается иррациональным убеждением, что самобичевание поможет работать лучше и предотвратит будущие ошибки.

Однако, на деле, это создает порочный круг: Ошибка ➡️ Самообвинение ➡️ Стресс ➡️ Снижение когнитивных функций (память/внимание) ➡️ Новые ошибки.
В итоге это усиливает выгорание и подрывает самооценку.
~

▪️ Принимать ошибки на свой счёт.

Принимать ошибки на свой счёт – это деструктивная установка, которая ведет к выгоранию.
Ошибки служат доказательством собственной несостоятельности / некомпетентности / дефективности.

Любая ошибка интерпретируется как «Я – плохой».
А это запускает стрессовую реакцию и высплеск кортизола.

Самобичевание парализует волю, блокирует креативность и лишает мотивации, потому что новые задачи несут угрозу нового витка агрессии в свою сторону.

Такая модель поведения могла сформироваться на основе детского опыта, когда признание/безопасность/одобрение/любовь/забота/поддержка значимых взрослых давались за хорошее поведение/успех/результаты.

В итоге, человек перестает отделять свои действия от своей личности. То есть буквально – «Я ошибся = Я – плохой». Буквально.

Получается замкнутый круг: каждая ошибка разрушает самоценность. Это повышает тревожность и вероятность новых промахов.
А это приводит к эмоциональному опустошению и неуверенности в своих силах.
~

▪️ Не уважать себя.

Неуважение к себе – это системная проблема, которая лишает человека внутренней опоры и права на отдых.

Когда человек не ценит себя, он автоматически позволяет нарушать свои границы.
Он берет непосильные задачи, игнорирует усталость и работает на износ.

Это происходит потому, что он не считает свои ресурсы и потребности важными.

В результате организм постепенно истощается. И не только от объема работы, но и от чувства, что он «не заслуживает» лучшего отношения – даже обычного отдыха.

Низкая самоценность часто формируется в детстве, когда значимые взрослые транслируют: «ты недостаточно хороший» / «твои чувства – не важны». Не обязательно устно, иногда они могли транслировать это действиями.

Это формирует убеждение о том, что собственная ценность – не внутри, а зависит от достижений и одобрения извне.

Человек начинает компенсировать внутреннюю пустоту внешними успехами. Но глубинная потребность в са́моуважении не удовлетворяется. И в итоге, начинается бесконечная истощающая гонка.
Психика, лишенная фундамента в виде безусловного са́мопринятия, становится уязвимой к любым нагрузкам, стрессу и критике. Защитные ресурсы быстро исчерпываются и начинается выгорание.
~

▪️ Сурово и бесчеловечно к себе относиться.

Строгое и требовательное отношение к себе является мощнейшим фактором выгорания, потому что человек живёт в режиме постоянного стресса.

Мозг и тело, находящиеся под постоянным внутренним гнётом, не успевают восстанавливаться. Это ведёт к хроническому напряжению, эмоциональному истощению и потере мотивации, так как любые новые действия ассоциируются не с потенциальным успехом, а с риском наказания за малейшую ошибку.

Такое отношение к себе является результатом усвоения жёстких родительских или социальных требований. В детстве они могли восприниматься как понятный способ заслужить любовь/поддержку/внимание/заботу/безопасность.
Человек начинает относиться к себе как к «объекту», который нужно постоянно исправлять и подгонять под идеал.

Это приводит к тому, что человек научается подавлять свои естественные потребности в отдыхе и сострадании к себе.
Психика, лишенная самоподдержки, истощается быстрее, так как силы тратятся не на работу/семью/отдых/саморазвитие, а на тиранию самого себя.
В результате, истощенная психика просто блокирует доступ к внутренним ресурсам.
~

▪️ Критиковать себя.

Самокритика – это внутренняя причина хронического стресса, который ведёт к ментальному и физическому истощению.

Когда вы регулярно осуждаете себя, ваш организм чувствует постоянную угрозу. Это приводит к напряжению, тревожности и эмоциональной усталости.
Из-за того, что достижения обесцениваются, а внимание обращается на недостатки, удовлетворение от работы – наступить не может. Поэтому продуктивность и мотивация – снижаются.

Привычка к самокритике часто возникает в детстве, из-за строгости и требовательности значимых взрослых.

Человек взращивает внутреннего «критика», чтобы контролировать своё поведение и избегать ошибок. Выше я писал об этом.
Однако вместо конструктивного улучшения это создаёт замкнутый круг: Ошибка ➡️ Критика ➡️ Стресс ➡️ Снижение эффективности ➡️ Новые ошибки ➡️ Более строгая критика. И так по кругу.

По сути, энергия тратится не на решение задач, а на самонаказание. В итоге наступает глубокое выгорание и пропадает вера в себя.
~

▪️ Обесценивать свои достижения.

Обесценивание собственных достижений лишает одного из важнейших источников энергии – чувства удовлетворения от признания успеха.

Если психика не получает внутреннего вознаграждения за завершенную работу или одержанную победу, то мотивация постепенно может угасать.

Когда мозг перестаёт получать позитивное внутреннее подкрепление, это приводит к ощущению «бега на месте» и бессмысленности усилий. Это эмоционально истощает, а работа превращается в безрадостную рутину без признаков прогресса.

Привычка так делать может уходить корнями в сформировавшуюся в детстве установку, что хвалить себя нельзя / что это проявление гордыни или слабости.
Родители могли скупо хвалить, опасаясь избаловать или перехвалить.

Часто человек бессознательно следует правилу: «Настоящие успехи еще впереди, а текущие – это ничего особенного».

В результате получается искаженная картина, где достижения кажутся незначительными, а внимание фокусируется на недочетах.
Если радоваться успехам нельзя ➡️ Позитивного подкрепления нет ➡️ Энтузиазм снижается ➡️ Наступает эмоциональное опустошение ➡️ А потом выгорание.
Всё потому, что психика лишена важнейшего топлива – радости от собственных побед.

▪️ Отсутствие границ.

Отсутствие психологических границ ведет к выгоранию, потому что человек постоянно тратит ресурсы (время/силы) на чужие проблемы, задачи и эмоции.

Неумение говорить «нет», взятие на себя обременяющих обязательств, неумение определять свои потребности и зависимость от чужих ожиданий – приводят к стрессу, физическому и эмоциональному истощению, подавленности, ступору, чувству потери контроля над собственной жизнью, хронической усталости и выгоранию .

Хрупкие или отсутствующие границы были сформированы в детстве, когда личные границы ребёнка систематически нарушались значимыми взрослыми / другими детьми.
Так же одной из причин могло быть то, что взрослые транслировали, что-то вроде «ты должен жертвовать своими интересами ради интересов других».

Без умения выставлять другим людям границы, говорить нет, приходится принимать чужие правила игры, подчиняться, принимать чужие приоритеты, искать одобрения тех, кто не нравится.
Тяжело делать свои задачи приоритетнее чужих. Потому что для этого нужно сделать их более значимыми, а чужим понизить приоритет. Об этом нужно заявить.

Тяжело затыкать, останавливать, одергивать, ставить на место и отказывать другим. Это требует большого количества сил.

Крепкие границы нужны, чтобы продвигать свои решения, отодвигать чужие инициативы и проталкивать свои.
Любая конкурентная борьба невозможна без крепких границ.

Когда на вас давят – имеет смысл уметь это выдерживать.

Иначе приходится потакать, заискивать, соглашаться и делать то, что не нравится.

Из-за того, что долго делаешь то, что вызывает отторжение – наступает выгорание.
~

▪️ Чувство, что ты кому-то что-то должен.

Чувство, что ты кому-то что-то должен постепенно истощает психический ресурс, из-за постоянного ощущения невыполненных обязательств.

Это внутреннее давление заставляет работать из чувства долга, а не из личной мотивации или интереса. Это лишает работу осмысленности и радости.
Хронический стресс возникает, потому что ты не можешь/не хочешь «расплачиваться».
Это приводит к эмоциональному опустошению, тревожности и потере энергии – а это ранние симптомы выгорания.

Это ощущение могло появиться, если родители/значимые взрослые транслировали, что вы им что-то должны.
Или делали что-то и вызывали у вас чувство вины. Например транслировали, что они стараются для вас и многим жертвуют для вас.
У некоторых людей даже есть идея о том, что они должны расплатиться «за всё что сделали родители».

Во взрослом возрасте возникает своеобразный неоплаченный «долг», который перерастает в синдром хронического должника, когда человек бессознательно пытается «заслужить» право на существование через постоянное отдавание.

Глубинной причиной является низкая самоценность и страх быть отвергнутым в случае невыполнения мнимых обязательств.
Психика, находящаяся в вечном «долгу», не может полноценно восстановиться, так как даже в покое человек чувствует вину за неотданное, что приводит к истощению и выгоранию.
~

▪️ Мысли, что кто-то что-то вам должен.

Мысли, что кто-то вам что-то должен могут вызывают чувство обиды и разочарования.

Когда вы постоянно ожидаете от других каких-то действий, помощи или благодарности, а эти ожидания не сбываются, то могут возникать чувства обиды, злости, несправедливости и горечи.
Психика находится в цикле «Ожидание – Разочарование». Это истощает эмоциональный ресурс и приводит к цинизму – одному из симптомов выгорания.

С психологической точки зрения, такие ожидания часто являются проекцией собственного отношения к миру.
Человек, склонный жертвовать собой и многое отдавать (часто не по своей воле, а из чувства долга), бессознательно ожидает такого же ответного поведения от других.
А так как люди этого не знают, то отдавать ничего не намерены. Не получая ничего взамен, появляются недовольство, обида и разочарование.

Глубинной причиной обычно выступает детский опыт, где любовь и забота давались не безусловно, а как награда за «правильные» поступки. Это могло сформировать искаженную картину мира, в которой как будто бы работает транзакционная система сделок: «Я должен → И мне должны».

Когда окружающие нарушают эти «негласные правила», возникает обида, которая со временем перерастает в эмоциональное истощение, так как человек чувствует себя обманутым и лишенным поддержки, на которую рассчитывал.
~

▪️ Перекладывать ответственность на других.

Перекладывание ответственности на других приводит к выгоранию, потому что человек лишается чувства контроля над собственной жизнью и карьерой.

Когда человек постоянно приписывает причины своих неудач и проблем внешним силам – коллегам, обстоятельствам, руководству – он как бы оказывается в роли беспомощной «жертвы». То есть он буквально становится человеком, с которым что-то происходит по мимо его воли или он оказывается заложником обстоятельств.

Можно даже заметить, что речь такого человека строится в страдательном залоге.
Человек в позиции жертвы бессознательно использует страдательный залог, потому что он грамматически отражает его роль: он – «Объект» действий, а не их «Субъект».

Действительный залог:
«Я не успеваю к сроку, потому что плохо рассчитал время».
Позиция: Прямое признание своей ответственности.

Страдательный залог:
«Срок срывается из-за обстоятельств, которые я не мог контролировать».
Позиция: Размытая ответственность. Срок «срывается» как будто бы сам по себе. Отделение себя от действия. Фокус переводится на внешние «обстоятельства».

Эта позиция приводит к чувству бессилия и апатии. Так как в мире, где всё решают другие – любые усилия кажутся бессмысленными .

Принятие же ответственности воспринимается как нечто тяжелое или даже опасное.

С психологической точки зрения, эта модель поведения может уходить корнями в выученную беспомощность – состояние, при котором человек убежден, что его действия не влияют на события.

Она формируется в детстве, когда ребенка либо чрезмерно опекали, не позволяя ему самостоятельно решать задачи, либо, наоборот, подвергали постоянной критике за любые попытки проявить инициативу.

Во взрослом возрасте это может проявляться как страх перед неудачей и избегание риска.
Парадокс в том, что позиция «жертвы» требует огромных психических затрат – нужно искать виноватых, строить оправдания и поддерживать образ «пострадавшего».
Человек постоянно находится в напряжении и стрессе. В довесок идут чувство вины / стыда, подавленная злость на себя за собственную пассивность. А это эмоционально истощает и ведёт к выгоранию.
~

▪️ Брать слишком много ответственности.

Когда человек берёт слишком много ответственности – это 100% путь к выгоранию.

Для начала это попросту эмоционально тяжело.

Человек, стремящийся контролировать всё и всех, однажды сталкивается с непосильным объемом задач, решений и чужих проблем.
Это вызывает постоянный стресс, тревогу и физическую усталость. Ведь ресурсы организма начинают расходоваться быстрее, чем восполняются.

С психологической точки зрения, такое поведение часто формируется в детстве как гиперкомпенсация чувства небезопасности.

Если ребенок рос в обстановке непредсказуемости или эмоциональной недоступности родителей, то мог бессознательно усвоить: «Чтобы выжить, я должен всё контролировать».

Во взрослом возрасте это проявляется как сверхбдительность и перфекционизм.

Такой человек берет на себя непомерную ношу не потому, что может ее нести, а потому, что по-другому не умеет. Отсутствие контроля грозит опасностью, отвержением или чувством собственной ненужности.

В какой-то момент психика не выдерживает постоянного давления «долга» и невозможности делегировать. И это приводит к надлому, и выгоранию.
~

▪️ Нести ответственность за других.

Когда человек берет на себя роль «спасателя» и отвечает не только за свои действия, но и за результаты, эмоции и благополучие других, он неизбежно столкнётся с перегрузом.

Это приводит к хроническому стрессу, чувству постоянной тревоги и физическому истощению, потому что организм работает в режиме постоянной перегрузки.

Такая гиперответственность часто формируется в детстве как следствие ситуации, когда ребенок вынужден был выполнять роль взрослого, эмоционально или физически заботясь о родителях/братьях/сестрах.

Это создаёт внутреннюю установку типа: «Я отвечаю за всех, иначе всё рухнет» / «Они без меня не справятся».

Во взрослом возрасте это приводит к нарушению границ и созависимому поведению. А внутрення ценность человека зависит от его «нужности» другим.

Проблема в том, что постоянное игнорирование своих потребностей, ради заботы о других, приводит к своеобразному банкротству – приходит момент, когда отдавать уже нечего. А остановиться уже нельзя, из-за страха оказаться «ненужным» или чувства вины.

▪️ Фальшивые эмоции.

Необходимость постоянно проявлять определенные эмоции, которых нет на самом деле – выматывает. Например, хороший сервис требует улыбаться клиентам, в стартапе нужно проявлять энтузиазм.
Проявлять эмоции которых вы их не испытываете, по сути – подделка, которая требует огромных психических затрат. Это создаёт внутренний конфликт между настоящими переживаниями/эмоциями и навязанной ролью.

Длительное пребывание в таком состоянии постепенно истощает, внутренне опустошает и может привести к деперсонализации – а это симптомы выгорания.
Некоторые даже доходят до состояния, когда перестают понимать, какие эмоции являются настоящими.

Часто такое поведение закладывается в детстве. Иногда – как способ получить одобрение, иногда – как способ избежать наказания в среде, где проявление истинных чувств (злости, печали, страха) было небезопасным / нежелательным или постыдным.
В некоторых случаях проявление некоторых эмоций могло, например, огорчить близкого человека и, чтобы этого не произошло, выбиралась социально-приемлемая версия – радость.

Проблема в том, что подавление аутентичных эмоций ради соответствия внешним ожиданиям вызывает когнитивный диссонанс и хроническое напряжение.
Это нарушает конгруэнтность – возникает несоответствие между внутренним состоянием и внешним проявлением.

Во взрослом возрасте это перерастает в устойчивую стратегию адаптации, особенно в профессиях, требующих постоянного общения.

В итоге внутренние ресурсы постоянно тратятся на поддержание «маски». Это постепенно истощает и приводит к выгоранию.
~

▪️ Держать эмоции в себе и не выражать их.

Держать эмоции в себе и не выражать их – ведет к хроническому внутреннему напряжению.

Невыраженные эмоции, особенно негативные, не исчезают, а накапливаются в теле и психике, создавая постоянный стресс.

Это приводит к мышечным зажимам, повышенной тревожности, чувству усталости даже после отдыха и постепенному эмоциональному опустошению.

Дело в том, что ресурсы тратятся не на жизнь и работу, а на сдерживание и не чувствование эмоций.

И сильнее всего истощает сдерживаемая / невыраженная / неосознаваемая злость.

Привычка всё держать в себе часто возникает в детстве в семьях, где проявление чувств было запрещено, наказывалось или обесценивалось – нельзя было плакать, кричать, смеяться, грустить, обижаться, злиться.
Это могло породить убеждение, что эмоции – это что-то постыдное/опасное/ненужное/бессмысленное или неуместное.

Во взрослом возрасте человек продолжает подавлять свои эмоции, опасаясь осуждения, конфликта или потери контроля.

Проблема в том, что подавленные эмоции обладают свойством накапливаться и усиливаться, создавая эффект «кипящего чайника»: рано или поздно психика не выдерживает.
А когда внутренний ресурс для сдерживания кончается – происходит либо эмоциональный срыв, либо наступает полная апатия.
~

▪️ Неумение говорить про эмоции.

Неумение говорить про эмоции создаёт эффект своеобразного «эмоционального затора».

Непроговариваемые чувства не исчезают, а продолжают как бы циркулировать в психике. И психика тратит значительную часть энергии на их подавление и сокрытие.
Это вызывает растущее внутреннее напряжение, чувство изоляции (то самое «меня никто не понимает») и хроническую усталость. Поскольку ресурсы, которые должны тратиться на работу, жизнь и отдых – уходят на борьбу, по сути, с самим собой.

Эта проблема часто связана с трудностью в обнаружении, определении, назывании (поименовывании) и словесном описании своих переживаний/эмоций.
Дело в том, что в детстве детей редко учат обнаруживать, определять и называть свои эмоции.
В большинстве семей эмоциям не придаётся значения, нет примера их обсуждения или их проявление пресекается.

В итоге, во взрослом возрасте человек может просто не обладать словарным запасом для описания своих чувств или считать их проявление слабостью.

Однако невозможность словесно выразить переживания лишает его важнейшего инструмента психологической разгрузки – проговаривание эмоций вслух.
В результате психика, лишается способа «сбрасывать давление».
Это и приводит к перегреву, опустошению и выгоранию.

Представьте себе чайничек на включенной плите.

Когда на закипающем чайничке есть крышечка с дырочкой, она начинает посвистывать и стравливать пар.

А когда дырочки на крышке нет, то чайничек начинает отплясывать 🕺 чечётку. Потому что пар внутри создает давление.
Проговаривание своих эмоций вслух помогает сбрасывать и высвобождать напряжение.

В этой истории, чайничек – это тело.
А пар внутри закипающего чайничка – это психическое напряжение.
Если его не стравливать, то напряжение будет расти и накапливаться, а на его сдерживание будет уходить масса энергии.
~

▪️ Злость.

Невыраженная и непрожитая злость – является мощнейшим фактором выгорания.
На её подавление требуется буквально титаническое количество энергии.

Во время злости сужается сознание. Количество доступных вариантов из которых можно выбрать уменьшается и замечаются только плохие. Это ведёт к выборам, пардон, из сортов говна.
Подавленный гнев никуда не исчезает, а превращается в хроническое раздражение, цинизм и чувство бессилия.
Он создает постоянное фоновое напряжение, заставляя психику тратить колоссальные ресурсы на его подавление.
Это приводит к усталости, апатии и чувству опустошенности даже при объективно небольшой нагрузке.

Злость часто подавляется из-за усвоенных, в детстве, запретов на ее проявление («Злиться нехорошо!» и подобные). За проявление злости могли наказывать или лишать чего-либо – заботы/любви/ласки/поддержки. Это могли быть манипуляции через лишение еды/подарков/вкусностей/развлечений.

Это могло сформировать устойчивую установку, что гнев опасен / неприемлем или что будут последствия.

Однако непрожитая злость не исчезает, а направляется внутрь, порождая самокритику, чувство вины или психосоматические симптомы – например тревогу/ головную боль/мигрени/проблемы с ЖКТ.

В рабочем контексте это мешает вот как:
Ваши границы можно нарушать, потому что знают, что за это ничего не будет, так как вы свою злость и агрессию показывать не будете.
Может появляться чувство несправедливости или ощущение беспомощности.

Психика, лишенная канала для выражения естественной реакции на раздражители, вынуждена постоянно сдерживать ее.

Но вот что мало кто понимает...

Сдерживание злости – по сути есть обращение её против себя. Так как она всё еще остаётся внутри. И, на деле, вы разрушаете сами себя.
А подогреваться это может неумением говорить про свои эмоции.
~

▪️ Чувство вины.

Постоянное чувство вины – это постоянный цикл самобичевания и мысленного «прокручивания» ситуаций в голове.
Эта ментальная жвачка сильно истощает психические ресурсы.
Вину можно испытывать за что угодно – за ошибки, за недостигнутый результат, за недостаточно качественне сделанную работу, за отказ кому-либо, за то что кого-то огорчил или подвёл.

Из-за чувства вины пропадает энергия и возникает эмоциональная усталость, тревожность и пропадает способность радоваться достижениям.

Хроническое чувство вины часто формируется в детстве, когда родительская любовь давалась не безусловно, а как награда за «правильное» поведение. Или когда родители постоянно обвиняли ребёнка во всём, во всех грехах, по поводу и без.

Это порождает установку, что любая ошибка или попытки блюсти собственные интересы – это плохо / предательство. И за этим последует наказание в виде отвержения, наказание физическое или ругань/оскорбления.

Во взрослом возрасте это может перерасти в гиперответственность и привычку ставить чужие потребности выше своих.

Однако психика не выдерживает постоянного груза «вины».
Наступает эмоциональное истощение, так как энергия тратится не на работу, а на внутренний суд над собой. Где обвинителем, судьей и обвиняемым выступаете вы.
И приговор всегда вынесен не в вашу пользу.
~

▪️ Чувство стыда.

Чувство стыда является одной из наиболее токсичных причин выгорания, потому что атакуется сама основа личности.

Когда идет обвинение, то это воспринимается как «Я поступил плохо», а когда стыдят то: «Это Я – плохой». В этом месте плохой не поступок, а личность.

Это переживание собственной ничтожности/плохости заставляет человека постоянно скрывать свои мнимые «недостатки». На создание и поддержание социально-приемлемой маски тратится много внутреннего ресурса .

Это приводит к сильной усталости, отчуждению от самого себя и потере мотивации. Потому что в попытке избежать стыжения начинает формироваться перфекционизм и трудоголизм. А они жрут ресурс как голодный медведь после спячки.
Корни хронического стыда почти всегда лежат в раннем детстве, когда ребенка стыдили – за потребности, эмоции, телесные функции и проявления.
Родители могли критиковать/обесценивать внешность, характер, личность.
Могли быть послания вроде того, что ребёнок – «не очень» / «просто обычный» / «ничего особенного».

Во взрослой жизни такой человек как бы пытается доказать обратное. Но любая ошибка приводит к чувству стыда.

Психика мечется между образом хорошего себя и ощущаемой «ущербностью».
В конце концов это истощает и наступает выгорание.
~

▪️ Страхи.

Постоянное ожидание угрозы – провала, ошибки, осуждения, агрессии в вашу сторону, увольнения – держит нервную систему в состоянии повышенной собранности, будто ты несешь любимый сервиз твоей бабушки на катке полном первоклашек на энергетиках.

Такое хроническое напряжение истощает умственные и эмоциональные ресурсы.

Это парализует принятие решений, приводит к избеганию сложных задач и эмоциональному истощению, поскольку силы тратятся не на работу, а на борьбу с воображаемыми рисками.

Многие страхи уходят корнями в травматический опыт или усвоенные в детстве катастрофические сценарии, когда мир воспринимался как небезопасное место.

Такие страхи часто подпитываются когнитивными искажениями, типа склонности к катастрофизации или черно-белому мышлению.

Во взрослом возрасте страхи могут проявляться в виде перфекционизма или избегающего поведения (например в виде боязни рисковать и принимать смелые нестандартные решения).

Психика живущая в режиме «бдительности» постоянно тратит ресурс на эту самую бдительность. И этот ресурс не идет на продуктивную работу.
В таком стрессовом режиме, нервной системе недостаточно периодов покоя для восстановления.
И выгорание служит сигналом, что внутренние ресурсы – исчерпаны.

▪️ Верить, что мир опасен.

Когда веришь, что мир опасен – начинаешь жить в стрессе, с постоянным фоном тревоги и в состоянии гипербдительности. А это прямая дорога к выгоранию.

Мозг и нервная система, непрерывно сканируют окружение на предмет угроз.
Это приводит к хроническому стрессу, эмоциональному и умственному истощению, поскольку ресурсы, которые должны тратиться на работу, уходят на поддержание состояния настороженности 24/7.

Эта установка почти всегда формируется в раннем детстве – когда были небезопасные ситуации, психологические травмы или родители были тревожные.

Во взрослом возрасте это может проявляется в базовом недоверии к миру. Человек подсознательно ожидает подвоха, критики или предательства. Это заставляет его контролировать даже мелочи, избегать рисков и держать психологическую оборону.

Постоянно поддерживать такой уровень собранности невозможно. Без возможности расслабиться и довериться потоку жизни – психика истощается.
Это приводит к апатии, цинизму и потере энергии.
~

▪️ Бояться / избегать конфликтов.

Страх и избегание конфликтов ведут к накоплению стресса и игнорированию своих потребностей.

Каждый раз, когда человек уступает, молчит или делает то, чему внутренне противится – внутренняя «батарейка» садится. А запал и мотивация работать могут пропадать.
В результате могут возникать эмоции – злость, грусть, недовольство, обида, разочарование, несправедливость, горечь.

Когда эти эмоции не находят выход – они накапливаются. Из-за этого возникает хронический стресс и чувство беспомощности.
Это истощает эмоциональные ресурсы и постепенно может привести к апатии.

Избегание конфликтов обычно формируется в детстве в семьях, где конфликты сопровождались агрессией или эмоциональным отстранением от ребёнка. Из-за этого конфликты могли начать ассоциироваться с угрозой безопасности / потери любви или заботы.

В итоге, во взрослом возрасте человек начинает избегать конфликтов.
Такое поведение подпитывается страхом отвержения, страхом потери контроля или разрушения отношений.

Однако постоянное бегство от конфликтов не решает проблемы, а лишь ухудшает их: невысказанные претензии и нерешённые вопросы накапливаются. Психика тратит всё больше сил на сдерживание эмоций и поддержание иллюзии спокойствия. И мечется между желанием сохранить мир и растущим внутренним протестом, что эмоционально истощает.
~

▪️ Гордыня.

Гордыня ведет к необходимости постоянно соответствовать завышенному образу себя.

Человек обуреваемый гордыней, тратит огромные ресурсы на поддержание иллюзии собственного превосходства и безупречности.

Это приводит к хроническому напряжению, страху разоблачения, невозможности делегировать задачи и игнорированию своей усталости. Это истощает психически и физически.

Гордыня может прятать чувство слабости, неполноценности и уязвимости.
Она часто формируется как защита от травматического опыта, стыда или отвержения в детстве, когда любовь и забота давались, условно говоря, только за достижения.

Во взрослом возрасте это проявляется так:
Человек отождествляет себя со своими успехами, но внутри живет в постоянном страхе, что другие увидят его несовершенство.
Поддержание этого идеализированного образа требует затрат энергии, а невозможность признать свои ограничения лишает человека гибкости и возможности попросить помощь/поддержку.

Психика мечется между поддержанием грандиозного фасада и желанием дать себе передышку. Такая внутренняя борьба опустошает и приводит к выгоранию.
~

▪️ Чрезмерно заботиться о том, что о тебе подумают другие.

Чрезмерная забота о мнении других тратит психическую энергию на контроль своего имиджа и отслеживание реакции окружения на слова и поступки.

Это создает состояние хронического стресса, потому что любые слова или действия сверяются с внутренними цензором: «А правильно ли я всё делаю? А не доставляю ли я кому-то неудобство? А прилично ли это?».

Постепенно это приводит к потере спонтанности и чувству опустошенности, поскольку жизнь превращается в перформанс «хорошего поведения» на публику, а не аутентичное живое поведение.

Такое поведения может уходить корнями в травму отвержения или в детский опыт, когда признание/безопасность/одобрение/любовь/забота/поддержка значимых взрослых давались за хорошее поведение.
Это могло сформировать установку, что собственная ценность лежит вовне, а не внутри.

Во взрослом возрасте это проявляется в размытых личных границах.
Человек становится зависим от чужих оценок, не чувствует собственных потребностей и желаний.
Человек живёт в режиме «удобный для других» и тратит ресурсы не на самореализацию, а на поддержание социально-одобряемой маски.
Это ведёт к истощению и чувству потери себя.
~

▪️ Сравнивать себя с другими.

Постоянное сравнивание себя с другими создаёт хроническое чувство неудовлетворенности и фоновый стресс, потому что в сравнении, человек чаще всего проигрывает.

И получается, что самооценка зависит от внешних факторов, ориентиров и мнений. Человек бесконечно как бы гонится за иллюзорным идеалом. Это вызывает тревогу, собственные достижения обесцениваются, а мотивация пропадает, потому что энергия тратится не на работу или развитие, а на самокритику и попытку «догнать» других.
Человек следует не своим настоящим желаниям и потребностям, а глядя на других, хочет чтобы было так же или лучше чем у них. Что хочет сам человек – игнорируется.

Привычка сравнивать себя с другими формируется в детстве, когда ребенка хвалили не за его уникальность, а за превосходство над другими.
Еще одной из причин мог быть детский опыт, когда родители сравнивали с братьями/сестрами/другими детьми. И их хвалили больше / подчеркивали их превосходство.

Во взрослом возрасте это проявляется через постоянное сравнивание себя с другими. И это сравнение всегда не в свою пользу. Психика не выдерживает постоянной гонки: с каждым неудачным сравнением чувство неполноценности усиливается.
~

▪️ Додумывание.

Додумывание – оно же чтение мыслей, оно же, в простонародье «телепатия». Ведёт к постоянному недопониманию, конфликтам и ссорам.
Человек не контактирует с реальностью, а додумывает за других, что те имели ввиду.

Человек будто живет в параллельной реальности.
Вместо ясной коммуникации и контакта с фактами, он проецирует на других свои страхи и интерпретации, принимая их за истину.
Из-за этого постоянно и возникают недопонимание, конфликты, ссоры, споры и, как результат, эмоциональное напряжение. Это вызывает хронический стресс, чувство изоляции и истощение.
Он не задаёт вопросы чтобы уточнить, а как бы «знает», что имеют в виду другие.
И чаще всего эти догадки и додумки не верны. Но поскольку он в них верит, то сталкиваясь с «противоречащей» им реальностью – постоянно испытывает раздражение, грусть, обиду, разочарование, недовольство, горечь.

Такая привычка формируется как механизм психологической защиты в условиях нестабильного окружения, когда прямое выражение потребностей или вопросов было небезопасным.
Человек научился как бы «считывать» настроение других, опираясь не на слова, а на невербальные сигналы. Но это что часто приводит к искаженному восприятию.

Во взрослом возрасте это перерастает в приписывание другим собственных страхов и негативных ожиданий.

Такая система «чтения мыслей» создаёт выдуманные сценарии, а реальные отношения подменяются иллюзорными. Это ведёт к постоянным конфликтам и ссорам с окружающими, а это истощает и усиливает чувство одиночества.

▪️ Внутренние конфликты.

Внутренние конфликты (Например между «Хочу» и «Надо», или между «Разумом» и «Чувствами») тратят психическую энергию на внутреннее противостояние.

Например, психике одновременно нужно тратить энергию на то, что хочется, и то что надо. Или разум/логика говорит одно, а чувства другое. Появляется внутренний вопрос, «что выбрать из двух противоположно направленных вариантов?».

Главная проблема внутреннего конфликта в том, что он часто активно не замечается. Так как он происходит внутри, то живёт он, как бы в фоне. Но пока он не разрешится, то невозможно полноценно направить силы на что-то другое.

Это внутреннее метание создает состояние хронического стресса, нерешительности и эмоциональной усталости, поскольку силы тратятся не на работу, а на внутреннюю борьбу, по сути с самим собой.

Пока конфликт не решается, силы расходуются на его обслуживание.
И чем меньше внутреннего ресурса, тем сложнее найти подходящее решение. Так как этого ресурса не хватает чтобы полноценно оценить каждый вариант и учесть неочевидные факторы, которые из-за умственного напряжения и усталости остаются незамеченными.

Человек оказывается парализован противоречиями, что постепенно истощает его мотивацию и способность восстанавливаться.

Иногда такие конфликты могут быть связаны с особенностями воспитания. Когда подавлялись либо естественные потребности (то самое «Хочу»), либо рациональное начало («Надо»). Это могло привести к противоречию между разными частями личности.

Например, когда «Надо» (внутренняя рациональная часть) систематически подавляет «Хочу» (спонтанную часть), начинает копиться стресс.
Или если «Чувства» (например, страх или гнев) игнорируются в угоду «Холодной рациональной логике», то подавляемые эмоции могут превратиться в психосоматику - головные боли, мигрень, проблемы с ЖКТ.

Это как гражданская война между Красными и Белыми, только внутри.
Ресурсы тратятся на внутренние баталии, а не на что-то конструктивное – работу, семью или саморазвитие.

Это может приводить к тому, что вы начинаете задерживаться на работе, так как сидите, работаете и думаете «о своём». Можете стать отстранённым, так как про себя обдумываете что же вам выбрать и как разрешить внутренний конфликт.
~

▪️ Незаконченные дела.

Незаконченные дела могут порождать чувство вины или стыда, потому что может казаться, что вы кого-то подводите.
Незавершенные дела могут порождать чувство, что вы кому-то что-то должны.

Парадокс в том, что незаконченные дела могут быть даже не начаты, но если было принято решение (даже если вы этого не особо хотели (например, сгоряча пообещали кому-то)), то для мозга оно будет считаться начатым и незавершённым.

Здесь работает эффект Зейгарник. Дело в том, что человеческий мозг продолжает удерживать в оперативной памяти незавершенные задачи, бессознательно возвращаясь к ним снова и снова.
Это мешает сконцентрироваться, вызывает тревогу и беспокойство, потому что энергия тратится не на работу, а на удержание неоконченных дел в фоне.

С психологической точки зрения, накопление таких дел может быть связано со страхом неудачи или перфекционизмом, когда человек откладывает завершение, опасаясь, что результат окажется недостаточно идеальным.

Иногда причиной может быть прокрастинация (откладывание дел на потом), вызванная внутренним конфликтом / отсутствием четких приоритетов / тревогой или нераспознаваемыми эмоциями.

Чем больше незавершенных задач, тем выше стресс и меньше энергии на продуктивные действия.
Из-за груза «висящих» обязательств, снижается сосредоточенность и мотивация. Появляется апатия, раздражительность и эмоциональное опустошение.
~

▪️ Многозадачность.

Мозг может удерживать в кратковременной памяти, в среднем, 7 +/-2 объекта.
Это правило, известное как «Магическое число семь плюс-минус два» или закон Миллера. И чем сложнее задача и меньше внутреннего ресурса, тем меньше объектов задерживается в памяти.

Мозг человека НЕ способен эффективно выполнять несколько задач, требующих осознанного внимания, одновременно.
Вместо этого он быстро переключается между ними, что увеличивает количество ошибок, снижает глубину восприятия и приводит к необходимости постоянной повторной концентрации.
Это называется «издержки переключения», они вызывают умственную усталость, чувство подавленности и снижение общей эффективности, что является прямой дорогой к выгоранию.

Привычка к многозадачности часто формируется в условиях высокой неопределенности и ограниченного времени.

У многих есть ложное убеждение, что многозадачность повышает продуктивность.
На деле же она приводит к дефициту внимания, при котором человек теряет способность к глубокой сосредоточенности.

Нейробиологически, при многозадачности, префронтальная кора – область, отвечающая за планирование и самоконтроль – работает с перегрузкой.

Постоянное напряжение этой системы без достаточных периодов восстановления приводит к умственному истощению, раздражительности и эмоциональному опустошению.
~

▪️ Привычка все время быть занятым.

Привычка все время быть занятым приводит к стрессу, тревоге и суетливости. Постепенно это начинает высасывать силы.

Это может быть связано с тем, что в детстве родители не давали возможности бездельничать. То есть, когда ребёнок не был «продуктивен» – лежал/читал книгу, или делал ничего, родители начинали ругаться и заставляли его чем-то заниматься – мыть посуду, убираться, учиться или чем-то подобным. Требовалось всегда «быть при деле».

Во взрослом возрасте человек сохраняет эту привычку и не может остановиться и заниматься ничем. Всегда надо быть занятым. Потому что «простой» вызывает внутреннюю тревогу и ассоциируется с руганью/агрессией/чувством небезопасности.

Такое поведение истощает психические ресурсы, так как энергия тратится на «суету ради суеты».

Накопленная усталость перерастает в апатию, цинизм и потерю мотивации – классические признаки выгорания.

И люди очень расслабляются, когда на сессии отпускают контроль и разрешают себе ничего не делать.

▪️ Игнорировать себя и свои потребности.

Игнорирование себя и своих потребностей – это прямой путь к истощению ресурсов психики и тела.

Когда человек систематически откладывает отдых, еду, сон или эмоциональную разгрузку – организм начнёт работать на износ, не успевая восстанавливаться.

Усталость может начать накапливаться. Из-за того, что человек систематически игнорирует себя, эта усталость перестаёт замечаться, так как игнорировать её входит в привычку.

Снижается устойчивость к стрессу и даже простые задачи вскоре начинают требовать усилий.

Такие привычки часто формируются в детстве, когда потребности ребенка игнорировались или обесценивались значимыми взрослыми – «Не ной», «Хватит капризничать».

Это могло привести к формированию установки «Мои потребности не важны» или «Я должен заслуживать право на заботу», «Отдых – это вознаграждение за работу».

Во взрослом возрасте человек ставит интересы других выше своих, боясь показаться эгоистичным или быть отвергнутым.

Однако психика, лишенная базовой заботы, источщается: человек становится раздражительным, эмоции становятся не такими яркими, ничего не хочется, пропадают краски.

В какой-то момент наступает истощение – организм просто «выключается», часто через болезнь или апатию. Так он требует внимания к себе.
~

▪️ Экономить на себе.

Когда человек постоянно отказывает себе в отдыхе, питании, поддержке или простых радостях, его психика лишается топлива для работы и восстановления.
В, условной, норме стоит периодически радовать себя без повода и достижений. Не только за то, что получил премию или закончил проект, а... просто так. Покупать себе новую одежду, технику, вкусности, тратить на хобби, отдых и развлечения.

Если этого не делать, то психика не получает позитивного подкрепления за труд. И получается ситуация, когда силы тратятся, деньги получаются, а вознаграждения не происходит.

Из-за этого усталость – накапливается, устойчивость к стрессу – снижается. Жизнь превращается в безрадостное существование, при котором любая деятельность требует преодоления.

Привычка экономить на себе часто уходит корнями в глубинное чувство собственной неценности. Обычно оно формируется в детстве через установки: «Много хочешь», «Мы не можем себе этого позволить» или «Ты этого недостоин».

Во взрослом возрасте это перерастает в искаженное убеждение, что забота о себе – это избыточная роскошь / проявление эгоизма.
Тратить на себя становится невыносимо. Всегда есть какие-то «более важные» траты, чем на себя. Можно легко тратить на других, но на себя – табу.

А психика, лишенная регулярного подкрепления в виде базовой заботы и маленьких удовольствий, не хочет долго сохранять работоспособность.
Постоянная «аскеза» и самоограничения приводят к выгоранию, потому что человек годами игнорировал необходимость вкладываться в самого важного человека – себя.
~

▪️ Неумение отдыхать.

Неумение отдыхать – это неспособность переключать нервную систему в режим восстановления.

Когда отдых сводится к формальному безделью, просмотру рилсов или мыслям о работе, мозг продолжает расходовать энергию. В это время ресурсы не восполняются, потому что внутреннее отключение от работы не происходит. Человек с работы как бы не уходит, и душой всё еще находится на ней.

Усталость накапливается, а способность включенно концентрироваться снижается.

Часто, корни этой проблемы лежат во внутренней установке, смысл которой примерно такой: «Ценность человека определяется его продуктивностью/эффективностью».
В детстве такие люди могли усвоить, что отдых – это награда, которую нужно заслужить, или признак лени.

Во взрослом возрасте такие люди считают, что отдых – это награда за заёбанность.
Бездействие вызывает чувство вины и тревоги.
Часто неумение отдыхать граничит с привычкой всё время быть занятым.

Когда нет циклов глубокого восстановления (через сон, медитацию, хобби или простое ничегонеделание) – внутренняя батарейка постепенно садится.
Для начала нужно понять три вещи:

1️⃣ Это НЕ отдых, если ты ненавидишь себя за время которое был непродуктивным.

2️⃣ Не путать активную деятельность с отдыхом.
Активная деятельность может заряжать эмоциями, но это НЕ отдых.

3️⃣ Отдых – это отсутствие:
❌ Новизны.
❌ Ответственности.
❌ Выбора.
❌ Конкуренции.

Поэтому подбирать деятельность нужно опираясь на эти критерии.

Нужен досуг, где вам не нужно:
❌ Сталкиваться с чем-то принипиально новым.
❌ Соревноваться с кем-то в чём-то. Даже в игровой форме.
❌ Не нужно что-то из чего-то выбирать.
❌ Сделать больше или лучше.
⚠️ Полезный ритуал.

Ритуал называется «Уход с работы».

Каждый раз когда выходите с офиса – проговаривайте себе вслух:«Я ухожу с работы и оставляю всю работу на работе, в офисе. Я вернусь к ней завтра».
Пока едете домой – попробуйте внутренне отслеживать все мысли связанные с работой и откладывать их на потом. Замечайте все чувства и эмоции, которые вы делаете. Это могут быть тревога, волнение, страх, стыд, вина. Прям проговаривайте себе: «Я замечаю свою тревогу связанную с этой задачей. Я не игнорирую свои чувства. Я откладываю задачу на завтра. Это нормально. Я вернусь к ней завтра и займусь ей как приду на работу. Сейчас я буду отдыхать».

Если вы работаете на удалёнке, то определите себе время, когда вы заканчиваете. После этого выключайте компьютер и выходите из дома. Погуляйте минут 10-15. Эта прогулка – ваш уход из офиса и путь домой с работы. Внутренне оставляйте все задачи в офисе и пообещайте завтра к ним вернуться.

определение уровня стресса


Таблица учитывает 24 параметра, чтобы определить уровень стресса и показывает его причину на графиках.

Это помогает определить реальную степень вашего выгорания.
Инструкция внутри.

Контактные данные нужны, чтобы:
· Сказать СПАСИБО в мессенджере за то, что вы посетили мой сайт.
· Ответить на вопросы о таблице, как читать и как ей пользоваться.
· Получить от вас обратную связь по удобству использования таблицы.

ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДАННЫЕ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

* Обещаю не беспокоить вас звонками и рассылками.

определение уровня стресса

Таблица учитывает 24 параметра, чтобы определить уровень стресса и показывает его причину на графиках.

Это помогает определить реальную степень вашего выгорания.
Инструкция внутри.

Контактные данные нужны, чтобы:
· Сказать СПАСИБО в мессенджере за то, что вы посетили мой сайт.
· Ответить на вопросы о таблице, как читать и как ей пользоваться.
· Получить от вас обратную связь по удобству использования таблицы.

ЗАПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДАННЫЕ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

* Обещаю не беспокоить вас звонками и рассылками.

ПУБЛИКАЦИИ

ПУБЛИКАЦИИ